КМТ
Учебники:
Издатели:
Ссылки:
|
Фантастика 2007 Adams Dmitry © 2007 Среда обитания Утро, как ему и положено, началось со звонка будильника. Казалось бы, за многие века цивилизация шагнула далеко вперед и к звездам, но, как родителей моих родителей, и даже их родителей, большинство людей грубо будило по утрам это древнейшее изобретение человечества. Технологическая имитация какого-то древнего животного, что просыпалось с восходом солнца и не давало более спать никому вокруг. За что именно наши далекие предки решили так отомстить своим потомкам, ни слухи, ни теории исчерпывающего ответа не дают.
Стоп. Опять мой организм скармливает тему моим же трудолюбивым мозгам, пытаясь подольше остаться в постели. Не пройдет! После долгих вычислений я нашел максимальное время для подъема, не остается ни одной лишней минуты для сборов, даже завтрак я беру с собой. Итак, на выдохе резко выпрыгиваю из кровати, взмахом руки отправляю постель в надлежащее ей место, и завершаю свой маленький блиц-криг в санузле.
Восемь минут, на одевание еще три, под мелодичный звонок подхватываю пакет из лотка семейного кулинара (да, знаю, что эксцентрично выглядит, но я — гурман) и в гараж. Оставляю себе ровно тридцать секунд на эстетику. Мягкие изгибы моей машины в рассеянном теплом свете (имитация лучей восходящего солнца), легкий запах озона и нежно-горьковатый аромат освежителя смешиваются в восхитительный букет, которым я наслаждаюсь целых два глубоких вдоха. Взмах руки, короткий «пфф» открывающейся двери, шаг, поворот, и выдох уже в кресле, с разворотом в позицию «старт». Всё, точно по графику!
В полной тишине стены гаража уплыли вверх, мягкий толчок окончания спуска сменился прижимающим ускорением разгона, поворот кресла скомпенсировал два «же» крутой дуги выезда в общий туннель, что в общем дало мне преимущество в несколько минут перед своими соседями.
Я сам задавал такую программу выезда — дань увлечению юности играми в гонки на старинных машинах по плоским дорогам. Обещанные рекламой «аутентичность вибрации, звучание мотора и трансмиссии, революционная имитация перегрузки гравиторами» производили по началу ошеломляющее воздействие на неокрепшие организмы юных гонщиков, заканчивающееся побегом в санузел. Кто прошел первый этап адаптации, подвергался воздействию своих же гормонов, бьющих через край под действием первобытных инстинктов соперничества и борьбы с природой, хоть в данном случае «природой» были эти ревущие нестабильные железные монстры, примитивное изобретение древнего человека.
Несложно догадаться, что вытащить подростков из игровых кабин было практически невозможно. Жаль, что довольно скоро все эти заботливые организации по защите и утиранию соплей заставили производителей выкрутить реалистичность на минимум и за свой счет отправить «пострадавших детей» в реабилитационные центры. Мне с моим товарищем Даниэлем удалось избегнуть этой участи, чтобы пару месяцев спустя, получить все возможные наказания уже от собственных родителей. Даниэль водился с «крутыми ребятами», которые помогли ему достать оригинальную версию игры, а мы убедили своих родителей купить нам два комплекта «облегченной» версии гонок, объяснив, что таким образом никакая реабилитация нам не понадобится. Угу, наших мозгов хватило, чтобы все это вместе заработало, но не хватило, чтоб догадаться, что производитель успел «облегчить» конструкцию... закончилось неопасными для жизни травмами и громким скандалом.
Уфф, вынырнул, наконец, из потока воспоминаний. Продвигаемся по графику, общий туннель выходит на главную магистраль, сейчас будет несколько минут ускорения... Ха! И это они называют «ускорением»! Хорошо, что мой собственный выезд никто не видит, не то отключили бы мне полуавтомат на пару лет, ездил бы как все — содержимым в посылке. Впрочем, в трафике я и так не у дел, тут всем заправляет центральный диспетчер. Этот гибрид искусственного интеллекта и человека-контролера обеспечивает непрерывное движение всех и вся по общим и магистральным туннелям, задавая скорость, режимы разгона и торможения, как на уровне потоков, так и для каждой конкретной машины в трафике.
Трафик. Это слово имеет много разных оттенков. Но по сути, все они лишь различные градации на шкале положительных оценок, от простого удовольствия до высшего наслаждения. И этому есть довольно простое объяснение. Даже два. Ритм современной жизни практически не оставляет места и времени на небольшой перерыв, чтобы провести какое-то время ничего не делая, просто так, ни для работы или развлечения, ни чтобы поесть или поспать, ни для активного или пассивного отдыха... Просто побыть самим с собой, привести в порядок мысли и чувства, никуда не спеша и не собираясь, или даже, как я это частенько делаю, предаваясь внутреннему монологу, будучи сам себе благодарным слушателем. Или даже сыграть в игру — рассказать самому себе о том или ином аспекте своей жизни. Как будто ты приехал из другого мира или из иного времени и представления не имеет ни о чем. Попробуй сам себе объяснить очевидные, казалось бы, вещи, поневоле пытаясь взглянуть на них «со стороны», ибо, чем очевиднее кажется предмет или ситуация, тем сложнее разобрать ее на причинно-следственные составляющие. Шиза? Не знаю, лично мне помогает сохранять объективность и меньше поддаваться на всевозможные «общественные мнения».
Интересно, а чем все остальные занимаются в трафике? Нет, ну нельзя ж так прямо ставить вопрос, пусть даже мысленно. Это неприлично! Все равно что спросить, что вы делали в санблоке. Впрочем, про санблок все как раз понятно, что еще такого особенного там можно делать. Или про спальню — чем вы там занимались с лицом противоположного пола, тоже обычно не спрашивают, хотя некоторые сами рассказывают, друг другу. Особенно лица противоположного мне пола.
Второе объяснение позитивного восприятия трафика на мой взгляд — полная приватность. Даже, пожалуй, абсолютная! Когда и почему так сложилось, я, честно говоря, даже и не знаю. Понятно, что в школе не рассказывали, ну а взрослые-то могли бы где-нибудь в общей базе знаний научную статью выложить. Я когда-то проверял, нет, не было статей на эту тему. Самоцензура в действии? Вобщем, трафик — это религия нашего времени. Очень персональная религия, каждый исполняет ее обряды в полном одиночестве.
Просто смотреть в окно тоже увлекательно — мириады матово-серебристых рыбок-машин плывут в общем потоке. Поток неоднороден по скорости, сверху и слева — движется быстрее, снизу и справа — медленнее, дальше плохо видно, но я знаю, что там вливаются струйками машины из общих туннелей, постепенно разгоняясь и перемещаясь влево-вверх. Те, кому скоро выходить, движутся в обратную сторону, но с противоположной стороны, так что их траектории никогда не пересекаются. Весьма завораживающее зрелище.
Когда я не в настроении говорить самим с собой, то просто смотрю по сторонам, постепенно погружаясь в поток, становясь частью его, отдаваясь на волю всем этим причудливым перетеканиям. И грустно вздыхаю, когда меня выносит в уныло-скучный общий туннель, где все ползут примерно с одинаковой скоростью, готовясь нырнуть в свои туннельчики.
Но это на обратном пути, а мне скоро предстоит нырнуть в капсулу лифта, который вынесет меня прямо в мой рабочий сектор. Это случится ровно через 17 минут. А потом конвейер капсулы двинется дальше, унося мою машину в общий гараж.
Совсем забыл, завтрак! Разворачиваемся к столику — когда говорят, что машина-для-трафика-со-всеми-удобствами, именно это и имеют ввиду — со всеми. Некоторые чуть ли не с бассейнами, но мне и просто душа достаточно. Для развлечения есть все что угодно, кроме, естественно, общения с внешним миром в реальном времени. А так, в режиме доставки по заказу и за дополнительную плату — новости, фильмы, информация, реклама. Впрочем нет, за доставку последней платит рекламодатель.
Ну, качнем пакет новостей, и просмотрим его наискосок. Это шутка у меня такая — новостные сюжеты разлетаются разноцветным роем, стоит только по ним щелкнуть пальцем, взмах руки — и рой начинает плавно вращаться, давая мне возможность за пару минут просмотреть все заголовки и определить, стоит ли на что-нибудь взглянуть поближе, или отправить всё в небытие одним небрежным движением кисти.
Что такое? Новости куда-то разом пропали, а на их месте замигал сигнал вызова Диспетчера. Ну или как еще назвать эту яркую надпись «Диспетчер. Срочный вызов!»? Дотрагиваюсь осторожно, и на месте надписи проявляется изображение не слишком молодой женщины с очень уверенным лицом. Должно быть это и есть Диспетчер, точнее, его человек-контролер, в экстренных случаях компьютер должен запросить у него подтверждения или выбрать вариант действия.
Засмотревшись на её суровое выражение лица, совершенно непривычное для публичной персоны, уловил вдогонку лишь обрывки фраз: «... ситуация .. совершенно нет никаких причин для беспокойства или паники ... движение будет возобновлено как только это станет возможным ... прилагаем все усилия ... спасибо за ... ». Да уж, сам факт такого обращения вызывает настроение близкое к паническому, хоть я и абсолютно уверен, что моя машина обеспечит мне максимально возможный уровень безопасности. Даже пилюлю от головной боли выдаст, если прихворну, а в крайнем случае и вколоть может чего-нибудь, пока медроботы не подоспеют.
Стаи «рыб» за окном тем временем сравнялись в скорости, и всем потоком принялись эту скорость сбрасывать. Что-то странное происходило со стенами тоннеля — их привычно серо-смазанная поверхность вдруг обрела невиданную четкость и фактуру, как будто протерли запотевшее окно, вдруг обнаружилось столько деталей, что взгляд не успевал все фиксировать и, запутавшись, начинал метаться, хаотично перепрыгивая с одного места на другое. Меня вдруг прошибло — случилось нечто действительно грандиозное!
Никогда я не слышал, чтобы трафик останавливался, эта мысль сама по себе абсурдна, трафик, он как вода в реке, течет всегда. Да, разные потоки в нем текут с разной скоростью, то разгоняясь, то замедляясь, подстраиваясь друг под друга, но никто никогда не останавливается. А где быстрее всего появится информация о грандиозном событии? Естественно не в обще-региональных новостях, они всегда запаздывают, дополнительные проверки и уточнения, их девиз: «Только достоверная информация», как будто за лишние полчаса можно везде побывать и все проверить лично. Нет, мне нужны обще-сетевые новости, их девиз проще: «Все новости достойные печати». Говорят, они скопировали его с каких-то древних манускриптов, или на чем там раньше новости выходили. Неважно, главное, что они сначала публикуют, а потом проверяют. И если случается накладка, исправляют задним числом и извиняются, как требует законодательство.
Под эти мысли мои руки сами отправили запрос, и вот пожалуйста — съемка откуда-то сверху демонстрирует гигантскую впадину, которую наискось пересекает полуприсыпаная землей труба. Из трубы сбоку что-то вытекает. Наезд, крупный план участка с поврежденной стенкой — какие-то обрывки торчат наружу, из темного провала не то высыпается, не то выливается серая масса. Камера чуть отъезжает и разворачивается — волны серебристых икринок медленно растекаются по впадине, застывая и образуя сверкающую поверхность, по которой уже накатывает новая волна, и следом еще. Напор быстро стихает, еще минута, и отблескивающая металлом поверхность выглядит сплошной и абсолютно неподвижной. Финальные вопли комментатора про «эксклюзивные материалы со спутника», и ролик начинают крутить сначала.
Морщусь и отбрасываю новость щелчком пальца. Бред! Всем известно, что тоннель проложен на глубине за сотню метров. Выше просто негде, там все занято сервисными уровнями, частными и общими тоннелями, жилыми и коммерческими площадями в конце концов! А тут явно показали поверхность планеты, по которой растекается поток машин... Осознание реальности происходящего вдруг настолько ошеломил меня, что я добрых полминуты ни о чем не думал. Из оцепенения вывела мысль о судьбе тех, кто сейчас там, под открытым небом. Вот кто попал в настоящее приключение!
Впрочем, эти герои поневоле вряд ли успели это заметить — машины очень хорошо умеют защищать своих пассажиров. Достаточно крепкие снаружи, чтобы выдержать лобовое столкновение встречным курсом на максимальной скорости, внутри оборудованы простой и эффективной системой сохранения человеку телесного и душевного здоровья. Она включается чуть раньше, чем происходит удар — как только управляющий модуль сочтет, что угроза неминуема. Впрочем, удара-то может и не произойти, маневренности у машины хоть отбавляй, а вот возникающие при этом перегрузки могут доставить неприятностей. Так вот, за доли секунды кабина заполняется синтетической пеной, которая абсорбирует энергию удара, когда тело пытается продолжить движение по прежней траектории машины. Сама пена разрушается от углекислоты в концентрации, содержащейся в выдыхаемом воздухе. И высвобождает азотно-кислородную смесь, сдобренную успокаивающим коктейлем. Утверждается, что успокаивает быстро и хорошо — пульс 5-10 ударов в минуту, дыхание замедлено до минимума, сознание отсутствует. С точки зрения пациента — только заснул на секундочку, а уже будят спасатели, тормошат друзья и близкие, рассказывают, что прошло уже несколько часов, или даже дней. Нечеловеческое изобретение. В прямом смысле, кстати.
Материал из наногубки для обшивки, гравиторы — гравитационные генераторы торроидального типа, да и много чего еще. Облагодетельствовали человеческую расу по полной, плодитесь люди и размножайтесь по всей Галактике. Лишь бы не на одной планете, правило у них такое — один миллиард людей на планету. Почему именно столько — сказать не удосужились. Ну и ладно, нам вроде никак не мешают, да и мы их практически не замечаем. Ну пролетят, бывало мимо с инспекционной миссией, и улетят себе восвояси. Откуда и куда — тоже не признаются, может из иного измерения, или через какой портал из другой вселенной — установить пока не удалось. Главное, что люди спокойно заселяют Галактику по предоставленному списку планет, и конца края тому списку не видно.
Есть у Эстетов одна слабость, за что мы их так и называем — очень их беспокоит сохранность внешнего вида планет в Галактике. Какой там пейзаж под влиянием всяких природных сил получился, вот пусть так и остается. Даже если это как у нас — одна сплошная пустыня с каменистыми образованиями, пусть и очень причудливого вида из-за ветровой эрозии.
А вот под землей — пожалуйся, ройте что хотите, хоть шахты, хоть тоннели, хоть города в сотни этажей вниз. Мы естественно были против такого существования, хоть нам и предоставили все необходимые технологии и экологически безвредные источники энергии. И Эстеты согласились на компромисс — мы получили право на экологический туризм, это когда можно гулять где угодно, но нельзя ничего оставлять, а с собой забирать только видеозаписи. Таким образом человечество в целом получило неограниченные территории для заселения, а каждый индивид в отдельности — возможность увидеть больше планет в Галактике, чем он в состоянии посетить за всю свою жизнь.
Под проигрыш веселой мелодии пришел новый выпуск сетевых новостей. На этот раз злополучную долину с разрушенным тоннелем показывали в профиль. И всю верхнюю полусферу обзора занимала гигантская сверкающая конструкция. Космический корабль Эстетов! Точь-в-точь как в фильмах про Первый Контакт. Множество зеркальных плоскостей под всевозможными углами, не то в совершенном порядке, не то в полной неупорядоченности. И всё это абсолютно неподвижно располагается на фоне черного космоса в россыпях звезд.
Надо же, наши неприятности так взволновали Эстетов, что они бросили все свои дела и мигом примчались к нам на помощь? Или кто-то из ответственных лиц перетрусил и отправил SOS, чтоб подстраховаться. Впрочем неважно, нет смысла гадать, что и почему, потом все по новостям покажут, расскажут, обсудят — минимум на год хватит, такое событие всей жизни не на каждой планете вообще случается. Надо наслаждаться моментом и осознанием своей причастности, чтоб потом рассказывать: «я сам, своими глазами!».
Неожиданно по изображению пробежала рябь, и уже знакомый зуммер известил меня о новом вызове, но не от Диспетчера. Кто еще мог прислать вызов в трафик?
Принимаю вызов и расплываюсь в удивлённой улыбке. Сколько ж мы не виделись, лет семь-восемь, не меньше. Дэн ушел в какой-то передовой экологический проект, причем так ушел, что мы ни разу с тех пор не пересеклись. Я думал обидеться сначала, но потом прикинул, что знал про всех этих одержимых экологов-исследователей, что носятся по всей Галактике и даже якшаются порой с Эстетами, и передумал обижаться. Он буквально попал в другую реальность существования, и не его вина, что я остался в этой. И теперь меня ожидало послание из этой самой другой реальности. Поистине, сегодня самый удивительный день в моей жизни, аж радоваться расхотелось.
Дэн сухо поздоровался, глядя куда-то мимо меня. На мое радостное приветствие он ответил мрачным взглядом. После сакраментального «слушай и не перебивай» он вдруг затараторил, что, мол, мало времени, чтобы я не задавал даже мысленно никаких вопросов, а просто принял вот этот пакет, загрузил в свой полуавтомат (интересно, а откуда он знает модель блока управления моей машины?), упал в кресло и не вздумал из него вылезать, всё!
Всё? Ладно, подтверждаю прием и смотрю, что там мне идет. А идет там кое-что знакомое, когда-то я воспользовался этим «инструментом» для внесения небольшой поправочки в блок управления, чтоб система спасения на два «же» не срабатывала. И это был Дэн, кто меня им осчастливил. Дежа-вю.
Еще пару минут я работал над собой, стараясь ничему не удивляться и не задавать даже мысленно никаких вопросов. Канал закрылся, и блок управление противным писком уведомил меня о старте новой программы. Тут же накрыло приличной перегрузкой — машина рванула так, что все остальные за окном слились в непрерывные серебряные нити.
Хорошо, что я оставался всё время в кресле — это было уже совсем не два «же», а спасать пассажира машина явно не собиралась. Набрав скорость, мы мчались вперед по тоннелю, лавируя среди переплетения этих блестящих «макарон», фронтальная перегрузка прекратилась, но началась боковая — кресло, взвизгивая сервомоторами, еле успевало разворачиваться под вектор очередного бокового маневра. Меня уже начало укачивать. Только этого еще не хватало!
Машина резко затормозила, развернулась почти на месте и влетела в темное отверстие в стенке тоннеля. Там оказался еще один тоннель, очень узкий, буквально на пару машин разъехаться, и он явно шел параллельно основному. Это вопросов не вызывало — сервисные тоннели были везде. И сейчас мы снова мчались с приличным ускорением в противоположную сторону. Тут-то моё сердце ухнуло и противно засосало под ложечкой — сервисные тоннели на то и нужны, чтоб по ним ездили толпами роботы и грузовики, а на такой скорости, да еще с отключенной системой спасения... дожить бы до конца путешествия!
Так мы неслись минут пять, потом еще десять, но так никто навстречу и не попался, может, они и не ездят так часто вдоль магистральных тоннелей? Может их держат свободными для чего-то еще? В любом случае спасибо им за это.
Только я немного расслабился, как снова завизжало кресло — на полной скорости машина нырнула в боковое ответвление, потом свернула в другое, третье... и я потерял им счет, стараясь удержать вновь подкатившую тошноту.
Сколько меня так швыряло по этому лабиринту, не знаю, но все вдруг закончилось как и в прошлый раз — торможение, разворот, остановка. Резкий зуммер заставил меня подскочить на месте, перед моим носом плавала светящаяся надпись: «Институт экологии. Транспортная зона. Предъявите допуск». Не успел я открыть рот от удивления, как моя машина сама что-то ответила, и надпись сменилась на «Проезжайте в сектор ожидания 2-А». И мы, как ни в чем не бывало, неспешно тронулись в путь.
Сначала свернули в спиралевидный тоннель, уходивший вверх, некоторое время по нему поднимались, потом в боковой, потом проехали через большой зал, забитый сервисными роботами, поднялись по широкому овальному тоннелю и остановились. На стенах слева и справа была маркировка «2-А», а впереди — закрытые ворота. Меня не оставили в неведении: «Пожалуйста, оставайтесь на месте. Ожидайте готовности вашего старта». И тут же прозвучал зуммер вызова. На этот раз Дэн улыбался нормальной человеческой улыбкой. Даже воскликнул что-то типа «старина, как я рад тебя видеть».
Я не выдержал и съязвил:
— А в первый раз был не рад?
Дэн растеряно моргнул.
— Я действительно был очень занят. Надо было подготовить тебе прошивку, пробить канал. Только все отправил, меня тут же вызвали, даже не успел проверить, получилось ли.
— Ну, как видишь, хотя я и не совсем понимаю, к чему была эта увлекательная гонка по сервисным туннелям. Меня даже немного укачало, знаешь ли, — я всё ещё не мог успокоиться.
Дэн улыбнулся.
— У тебя «мигалка» была, если бы кто и попался по дороге, тут же забился бы в ближайшую щель!
Ну ничего себе, у меня, оказывается, только что сбылась мечта детства, а я был не в курсе. Дэн посмотрел куда-то в сторону и начал делать пассы руками.
— Опять занят? — мне не терпелось задать вопрос. Много вопросов.
— Нет, уже нет. Сейчас перерыв в переговорах. Не могу сказать на сколько, с ними сложно в этом плане.
Небрежный тон Дэн вновь заставил меня растеряться. Но на этот раз я быстро собрался с мыслями и выпалил:
— Дэн! Где я? И какой перерыв? И вообще, что происходит? —
— Ты новости смотрел? Их корабль видел?
Я кивнул.
— Ну вот с ними и переговоры.
— Как нам помочь? — ляпнул было я.
Дэн скривился.
— Издеваешься? Конечно «помочь». Так помочь, чтоб от планеты не пылинки не осталось, вместе со всеми, кто на ней находится.
Я похолодел.
— Что за бред, Дэн? А где ты вообще сейчас?
Дэн почему-то виновато скосил глаза.
— Я, э-э-э, скажем так — за пределами планеты. Но ты не бойся, если мы не договоримся, ты стартуешь сюда еще до того, как они начнут.
В моей голове защелкали реле, картинка собиралась вполне связная, но она несколько противоречила моим знаниям и представлениям. Я придал взгляду мрачной решимости:
— Так, Дэн, давай сначала — зачем Эстетам уничтожать целую планету? Даже если им на нас плевать. Они ж холят и лелеют каждый шарик, будь он покрыт лесами-морями или же сплошь голый и унылый камень.
— Сначала, так сначала, — вздохнул Дэн.
И поведал мне историю «Первого Контакта» и «Договора», заключенного с Эстетами. В сокращенной версии.
А начиналось всё так. Эстеты достаточно давно присматривали за планетами нашей Галактики. Но планет много, а Эстеты почему-то считают своим долгом посетить каждую лично. Неизвестно сколько тысяч или миллионов лет минуло, но когда они в очередной раз навестили Землю, то были неприятно удивлены, что с ней успели сделать люди. И от этого удивления вознамерились человеческую расу извести. Но от слов к делу, не изучив все как следует, Эстеты сразу не переходят.
Обнаружив, что достаточно много людей практикуют «эстетику» не хуже их самих, а всевозможных защитников окружающей среды показывают ежедневно по всем каналам, они удивились ещё больше. Настолько, что ради исключения пошли на переговоры. Результатом переговоров и стал известный всем потомкам землян Договор. Там написано про предоставление технологий, списка планет для заселения, ограничение на численность колоний, обязательство землян не портить внешний вид планет. И всё. Что для большинства осталось неизвестным, так это пункт о невыполнении последнего обязательства.
Заселенная колония ставилась под автоматическое наблюдение. В случае порчи внешнего вида по вине людей планета подвергалась уничтожению. Вместе с колонией. Это предполагалось в качестве назидания для остальных. Но переговорщики об этом никому не сказали и передавали в устном виде из поколения в поколение в узком кругу посвященных лиц. И даже когда такое случилось, об этом снова кроме них никто не узнал — понадобилось вся доступная им власть и влияние, чтобы большинство людей осталось в счастливом неведении. Как это ужасно ни звучит, но я бы на их месте наверное поступил точно так же.
— Ладно, то есть сейчас должен сработать пункт о наказании, про какие переговоры ты говоришь?
— Мы их смогли перехватить на пути к планете и передать сообщение, что нашей вины в произошедшем нет. Прилетел неучтенный метеорит, рухнул прямо в долину. А структура поверхности тут как домино — вся сложилась на сотни метров вглубь и вширь. Обошлось бы, если б не тоннель. Все-таки природный катаклизм. Но «шрам» в виде рукотворного тоннеля их тонкая натура перенести не может, и, вот, сидим-ждем, что они там решат.
— Так пусть дадут эвакуироваться хотя бы! — возмутился я.
— Поверь, мы сделали всё что могли. Сейчас уже от нас ничего не зависит, — успокаивающий тон Дэна пугал меня даже больше сложившейся ситуации.
— А если предложить им еще варианты, потянуть время, начать вывозить людей?
Дэн устало вздохнул.
— Это так не работает. Мы отправили им все наши объяснения, заверения и предложения. Никаких разговоров не было и не будет. Когда они решат, они сразу приступят к выполнению. В лучшем случае подадут знак начать эвакуацию. В худшем... в худшем ты стартуешь немедленно.
Тут у меня почему-то повело несколько лицевых мышц, и я уставился в боковое окно, восстанавливая дыхание.
— У нас есть картинка со спутника, — голос Дэна тоже не отличался ровностью, — могу тебя подключить.
Я молча кивнул.
Поперек всей кабины возникло четкое изображение, похожее на то, что я видел в последних новостях, но намного реалистичнее — казалось, что если протянуть руку, можно потрогать корабль Эстетов, или обмакнуть палец в растекшуюся лужу машин. Жуть, одним словом.
Я заметил спасателей — светящийся рой вылетел из дыры в тоннеле, каждая «букашка» ухватила в лапки по серебристой капельке и рванул обратно. Буквально через пару секунд все повторилось. На глазах «лужа» становилась всё мельче и мельче, пока наконец последние серебристые вкрапления не исчезли полностью. Я перевел дыхание, и осторожно, словно боясь разбудить, взглянул на зеркала Эстетов. Корабль по-прежнему висел на том же месте, как будто всё происходящее их не интересовало.
— Ден?
— Тут я, погоди, они что-то затевают.
— В смысле? Они ведь даже не шевелятся, Дэн! — запаниковал я.
— А им и не надо шевелиться, секундочку, что это у нас тут...
Голос Дэна поплыл по частоте, раздалось пару щелчков, и всё стихло. Картинка тоже исчезла. Я позвал пару раз, Дэн не откликался. У меня появились нехорошие подозрения. В том числе и насчет возможности своего немедленного старта. Я попробовал вызов общественной сети. Сработало превосходно. Я тут же вошел и получил прямую трансляцию с изображением долины и корабля. Кабина в миг наполнилась истеричным криком комментатора, который уверял, что жить нам осталось недолго, и Эстеты вот-вот спалят нашу планету. Отлично, как раз то, что надо для поддержания спокойствия духа благодарной аудитории.
На экране тем временем что-то неуловимо изменилось. Зеркала засияли как-то по-другому, и долина исчезла. Совсем. Вместе с краем планеты, что был в кадре. Я не успел ничего подумать, просто сидел и тупо смотрел в экран. Даже не мог осознать, что раз я сижу и смотрю, значит, исчезла далеко не вся планета.
Через какое-то время экран погас и снова загорелся. Зеркала Эстетов пребывали на прежнем месте, а поверхность планеты оказалась совершенно ровной, слегка испещренной небольшими скалами причудливой формы.
Экран снова моргнул и корабль Эстетов исчез. Раз, и нет его, словно никогда и не было.
Не знаю как у других, а мои эмоции на сегодня закончились. Я откинул голову назад, закрыл глаза и сидел долго-долго. Просто сидел и ни о чем не думал. Потом меня кто-то позвал. Отзываться мне не хотелось. Но меня позвали еще и еще. Пришлось разлепить глаза — прямо передо мной висела сияющая физиономия Дэна. Он разве что не подскакивал на кресле от счастья.
— Ну и чего ты такой довольный, что аж противно? — вежливо спросил я.
Ден завопил так громко, что я невольно поморщился.
— Приходи в себя уже! Тут такое, такое, ты себе просто представить не можешь!
Ну естественно, куда мне до узкого круга избранных.
— Да никто не мог! Эстеты применили темпоральное смещение, представляешь? Сдвинули целую планету и грохнули тот метеорит. В общем, нам тут надолго разбираться, сами ничего понять не можем. Главное, что все уцелели, и планета имеет прежний вид. Ну ты не пропадай, я пришлю вызов, пока!
И он отключился. А я вздохнул и подумал, что конечно он прав, главное, что всё обошлось.
А потом меня пробило на мысленную многословность, и я пустился в рассуждения, что неизвестно, как лучше было бы для всех — бесследно исчезнувшая колония людей, про которую никто никогда не узнает или вот такая явная демонстрация могущества Эстетов над временем и пространством.
И опыт миллиарда людей, осознавших, что их жизнь зависела от решения существ с отличной от нас средой обитания и системой ценностей, и для которых продолжение жизни этого миллиарда людей может оказаться куда менее важным делом, чем сохранение в первозданном виде груд камней на поверхности мертвой планеты где-то на краю галактики.
Adams Dmitry © 2007
Обсудить на форуме |
|