ПРОЕКТЫ     КМТ  

КМТ

И даже вечность когда-то начиналась

Александр Гладков © 2010

Времяпад

   Мой сон прерывает резкий сигнал. Лениво приподнимаю веко. Огромный в полстены экран истошно моргает красным. Зло бью по клавиатуре, благо до стола легко дотянуться. Компьютер затыкается.
    — Чтоб тебя!
   Смотрю на часы. Спал всего два цикла и последующие двенадцать вряд ли придется. Смещение изменилось. Снова. Уже третий раз за последние десять циклов. Раньше такое случалось редко. «Входящий вызов!» громко звучит из динамика. Вздрагиваю. Уменьшаю громкость до обычного уровня.
    — Сначала кофе и душ, — Обращаюсь к репродукции Джоконды — Пойдешь со мной?
   Она укоряюще смотрит со стены. Так недолго до дурдома... Вот же сволочная работа ... живых людей не вижу почти. Щелкаю пальцами как делал когда-то отец. Это помогает отвлечься.
   Осматриваю свое убогое жилище. Грязно-синие стены, маленький откидной стол, миниплита, Джоконда. Где же кружка? Взгляд натыкается на окно. Подхожу. Как всегда шикарный вид. Неизменный сероватый туман. На стекле слабая испарина. Снаружи холодно. Пальцы оставляют на стекле длинные полосы. Кружки нигде нет. И в этой теснотище можно что-то потерять?
   Голова тяжелая, словно из металла. Залезаю в душ, нужно смыть усталость. Чертов компьютер продолжает звонить. Наверняка это мой напарник — старик Ян. Математик — этим все сказано. Я простой т-наблюдатель, не знаю всех тонкостей относительно времени, а он — мое руководство. Компьютер затыкается. Это ненадолго, старый зануда может звонить хоть пять циклов подряд. Проверено. Индикатор температуры воды горит желтым — то что нужно. Встаю под прохладные струи.
   
    — Битый цикл звоню, — Меланхолично сообщает с экрана старик Ян. — Чем был занят, Молк?
   Выжидающе смотрю на него, наблюдаю за амплитудой работы челюсти. Кажется, засыпаю. Он стучит в экран.
    — Машина выдала тебе результат расчета смещения? — Безо всяких эмоций спрашивает он. — Ознакомься с данными.
   По экрану ползут колонки чисел. Честно говоря я немного в этом понимаю. Всякие теории хаоса и тензорные исчисления. Числа мне ничего не говорят. Наша работа обычно построена так: он решает что делать — я выполняю.
    — Обрати внимание на последние значения смещений ... как ты знаешь время имеет дискретную структуру, это хаотическая система, более всего оно действительно напоминает реку ...мы думаем что «времяпадение» сродни водопаду. Сначала река течет спокойно, затем течение ускоряется, начинаются пороги и, наконец — падение в бездну.
   Зачем он мне каждый раз это рассказывает? Диву даюсь каждый раз! Щелкаю пальцами.
    — Ты хочешь сказать, что мы подошли к моменту «падения»?
    — Нет, — Он жует нижнюю губу — Скорее мы проходим пороги.
    — Зачем ты мне каждый раз это рассказываешь?
   Старик смотрит все также меланхолично, лишь какой-то огонек загорается в глазах.
    — Потому что ты лучший специалист в Поселении, хоть ни черта не смыслишь в математике, а я уже стар. Придет цикл, и тебе достанется мой пост.
   Он действительно стар. Никто не считает года, это довольно затруднительно в наших условиях. Но выглядит он не очень, да и ведет себя как-то необычно. Это я-то специалист? Кто бы мог подумать... Казалось, остальные разбираются лучше меня да и со стариком работаю недолго. Единственный мой плюс — высокая сопротивляемость временным «штормам». Примиряюще киваю.
    — Я выслал тебе учебный фильм о нашей работе. Ты должен изучить его. С математической частью поможет Сельма.
   В памяти всплывает хрупкая девушка в цветастом платье. Сельма добрая и умная, к тому же прекрасный математик.
    — Что мне делать сейчас?
    — Через два цикла время стабилизируется. Я выслал тебе подробные инструкции. На всех аппаратах необходимо заменить элементы питания и увеличить мощность, синхронизировать значения смещений. Нас ожидает основательная тряска.
    — Понял, — Отключаю связь.
   Есть время посмотреть фильм. Файл уже в компьютере. Делаю погромче. На экране возникает бурно текущая горная река. Хрипловатый голос диктора вещает.
   
   «Время хаотично и многовариантно. Четко определен только закон течения времени. Оно изменяет мир вокруг нас. Поэтому люди так часто прибегали к сравнению времени с рекой. «Нельзя войти в одну воду дважды» — говорили наши предки. В двадцать втором веке наука смогла доказать мудрость этой пословицы.
   Незадолго до катастрофы ведущие ученые с помощью сложных математических методов смогли оценить скорость течения времени. И были поражены результатами. Оказалось, что время постепенно ускоряет свой ход. Большинство оптимистично утверждало, что это ошибочное предположение. Они до сих пор находились во власти старой научной парадигмы...»
   Лица и даты сменяют друг друга на экране. Тихая инструментальная музыка. Кажется начинаю засыпать. Щелкаю пальцами. Даю себе установку: слушать внимательно!
   «...пришли к мысли о создании института времени. Уже тогда энтузиасты проводили первые опыты с антиволнами, пытаясь искусственно замедлить течение времени. На территории вновь созданного НИИ были построены четыре больших а-генератора. Они расположены в ряд, так, чтобы фокусировать а-поле вокруг академ-городка.
   Катастрофой назвали трагедию в мексиканском городе Кульякан. В мгновение ока люди постарели на пятьдесят лет. Некоторые строения обрушились. Три четверти жителей погибли. Кто-то от старости, а кто по неизвестным причинам. Группа ученых, занимающихся этим случаем, позже выдвинула гипотезу «порогов». Если ток времени ускоряется, говорили они, то возможно после прохода «порогов» нас ожидает «водопад» ....»
   Смотрю на часы. До выхода один цикл. Пора готовить защитный костюм.
   
   Ненавижу выходить наружу. Мерзкий сероватый туман, видимость не больше пяти метров, ураганный ветер. Ненавижу даже больше своего убогого рабочего жилища.
   Защитный костюм внешне напоминает глубоководный скафандр. Лишь на спине вместо баллонов с воздухом — тяжеленный металлический ранец. Это а-генератор. Он стабилизирует время вокруг. Выражаясь образно — вырабатывает антиволну достаточной мощности, чтобы я смог пережить «шторм».
   Радиосвязь конечно не работает. Загружаю подробную инструкцию в бортовую память. Когда находишься вне Поселения с мышлением происходят странные казусы. Ян объясняет это нарушением причинно-следственной связи.
   Выхожу. Сероватый туман обволакивает мощные металлоконструкции. Люк медленно закрывается. А-генератор на спине начинает урчать. Ощущение словно тащу на спине огромную сытую кошку. Между аппаратами примерно по двадцать метров. Костюм невероятно тяжёл. Медленно, слишком медленно передвигаюсь. Видимость резко падает. По костюму стучат мелкие камешки, труха засоряет стекла. Иду вслепую, пока смещение не слишком большое. Экранчик внутри шлема показывает единицу. Совсем спокойно. Пот заливает глаза. Чувствую себя не т-наблюдателем, а т-грузчиком. Запись голоса Яна меланхолично предупреждает об опасности. Смещение подскакивает до двойки. Тут же сильный удар... Темнота.
   Костюм цел. Меня огрело какой-то ржавой железякой. С трудом поднимаюсь. Сколько я был в отключке? Треть цикла. Плохо. Преодолеваю последние метры до аппарата. Делаю все точно по инструкции. Осталось три точки. Хочу щелкнуть пальцами, но в костюме это невозможно.
   До второго аппарата добираюсь без приключений. Даже довольно быстро. Меняю элемент питания, выполняю синхронизацию, делаю привал. Индикатор показывает три единицы. Выходить нельзя, возле аппарата я прикрыт полем Поселения. Пью воду с неимоверным количеством сахара и тонизирующими добавками. Нужно двигаться. Поднимаюсь. Нога застывает над землей. Моя память — лакуна. Я что-то хотел сделать...
   Вблизи от границы а-поля память часто откалывает такие фортели. Выручает запись Яна. Он медленно и доходчиво объясняет, что я здесь делаю.
   «Шторм» силой две с половиной единицы. Очень опасно. По телу бегут мурашки. Ежусь. А-генератор на пределе. Стремительно тает заряд батарей. Двигаюсь максимально быстро. На границе видимости стремительно накапливаются горы всевозможного мусора и пыли. Преодолеваю целые барханы. Хрипло дышу, пот заливает глаза. Металлическая стойка аппарата уже в пределах видимости. Выстреливаю трос. Он несколько раз обматывается вокруг стойки. Привод начинает крутиться, идти легче, иначе бы упал. Почти бегу. Валюсь возле стойки, нужно восстановить дыхание... В глазах темнеет.
   Где я? Надо мной какая-то металлическая конструкция. Серый туман подступил почти вплотную. Воздух странно гудит. В памяти всплывает образ женщины. Джоконда? Память понемногу просыпается. Старик Ян меланхолично вещает одно и то же. Я — Молк. Т-наблюдатель. Экранчик показывает три и три десятых. Крепко зацепило... На этот случай в костюм заправлено кое-что получше сладкого тоника. Тянусь губами к другой трубке. Глоток. Спирт проносится внутрь огненным смерчем. Выдыхаю. Становится лучше. Черт, батарея! Выключаю а-генератор. Заряд на минимуме. Похоже, на обратный путь не хватит.
   Кое-как добираюсь до четвертого аппарата. Хорошо, что их всего четыре. Делаю что нужно. Жадно глотаю тоник. Четверть цикла отдыхаю. Батарея в красной зоне, костюм противно пищит. Хватит только на один марш-бросок... Пережду под стойкой третьего аппарата, Ян отправит кого-нибудь на поиски не раньше, чем через десять циклов. Пережду. Правда «шторм» в пять единиц. Ничего....
   Марш бросок удался. Перед глазами все плывет от слабости. Пить! Допиваю остатки тоника и падаю. Отползаю к самой стойке. Кровь стучит молотом в уши. Число на экранчике начинает медленно расти. Два, два и две десятых ... Сила «шторма» буквально взлетает. Три. Три с половиной ... Беспамятство ...
   Очнулся от дикого воя. Вот он — пятибальный «шторм». Меня почти занесло трухой. Свищет ветер. Кусок какой-то конструкции, стремительно распадаясь, летит на меня. Удар приходится выше шлема. Кажется, стойка погнулась. Все тело вибрирует. Зубы стучат. Глотаю спирт, как воду. Числа на экранчике мелькают слишком быстро. А-поле потрескивает. Семь. Десять. Таких диких значений никто никогда не видел. Стойку срывает и уносит. Лечу вместе с ней. Удар. Скафандр скользит по чему-то... Резкая боль.
   Я дышу. В легкие врывается холодный воздух. Кажется, кто-то стягивает с меня скафандр. В правой ноге пульсирует боль. Приоткрываю глаза. Надо мной женское лицо.
    — Сельма... — Шепчу, — Что произошло?
   Она прикладывает палец к губам и шикает. Блондинка Сельма выглядит грязной и потрепанной. Мой вид, наверное, намного хуже. Она отрывает рукав от блузки и перевязывает ногу. Красавица ты и умница. Почему я раньше не замечал этого? Приподнимаюсь на локтях. Ближайший жилой корпус в руинах. Из развалин торчат стойки вместе с генераторами.
    — Ты нашла меня там?
   Она кивает. Я извиваюсь, вместе кое-как снимаем костюм. Значит а-поле исчезло, но мы живы. От меня сильно пахнет спиртом.
    — Где старик?
    — Он придет — Говорит Сельма, — Мы вместе нашли тебя и оттащили сюда.
    — Он что-нибудь объяснил?
   Сельма только мотает головой. В ее глазах тот же сероватый туман, что я наблюдал за окном из цикла в цикл. Стараюсь встать. Она поддерживает меня. Принимает часть веса на хрупкие плечи. Еле ковыляем к развалинам. Старик Ян сидит по другую сторону корпуса метрах в двадцати от развалин. Он смотрит остекленевшими глазами и улыбается. В руке зажат диктофон. Лампочка моргает. Идет запись. Закрываю ему глаза. Из безвольной руки забираю диктофон. Сельма всхлипывает.
   С неба падает капля. Огромная тяжелая капля, похожая на ртуть. Мы ковыляем к развалинам, встаем под остатки бетонного козырька. Дождь уже вовсю барабанит, приминаю труху и пыль. Вдалеке из жилых корпусов высыпали десятки людей. Они слишком долго жили взаперти. Кто-то махает руками, раздаются удивленные голоса. Вокруг, насколько хватает глаз, простирается степь, поросшая мелкой желтой травой. Включаю диктофон.
   
   Прерывистое дыхание Слабый, надтреснутый голос старика Яна «Мы все-таки пережили времяпадение.... Будьте счастливы дети! Все у вас получится. Прощ....». Голос затих. Дыхание оборвалось. Ян не успел попрощаться. Я протягиваю Сельме диктофон и кое-как встаю. Рана на ноге кажется не очень серьезной. Ощущаю какую-то непривычную легкость в мыслях и теле.
    — Дай послушать остальным Сельма! — киваю на диктофон.
    — Ты куда? — она спрашивает испуганно.
    — Нужно кое-что забрать из прошлого — отвечаю, вспомнив Джоконду.
   Слабое солнце выглядывает из-за туч. Дождь окрашивается бело-золотым. Далеко на горизонте сияет радуга. Я смотрю на Сельму, ее лицо неуловимо изменилось. Стало как-будто моложе. Совсем как девочка... Сельма смотрит на меня так же пристально.
    — Твое лицо, — говорит она и хлопает ресницами.
    — Что?
    — Помолодело, — на ее губах разгорается улыбка.
   Невольно улыбаюсь в ответ.
    — Пошли, — показываю в сторону жилых корпусов.
    — Но ты что-то хотел сделать ...
    — А черт с ним! — Мой голос разносится далеко, — Успею. Ведь перед нами теперь вечность!
   Беру ее за руку.
    — Вечность чтобы все понять и во всем разобраться!

Александр Гладков © 2010


Обсудить на форуме


2004 — 2024 © Творческая Мастерская
Разработчик: Leng studio
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Любое использование материалов сайта, полностью или частично, без разрешения правообладателя запрещается.