ПРОЕКТЫ     КМТ  

КМТ

Лучшее - детям

Ингрид Вольф © 2008

Светозар

   Комета появилась неожиданно. Огненно-красный шар вспыхнул в небе ночью, да так ярко, что затмил Луну. Люди в удивлении поднимали головы, указывали в небо, обсуждали странную комету. Даже рассвет не смог затмить алый блеск. Длинный хвост прочерчивал ясное голубое небо, блестел багряным сквозь облака. Следующей ночью комета снова горела ярко, словно костёр, рассыпая огненные искры.

   Астрономы сказали, что комета улетит от Земли через месяц. Но она не исчезла и через год. Экологи боялись, что комета изменит на Земле климат. Но зима осталась холодной, лето тёплым, а осень дождливой. Люди перестали бояться кометы, привыкли. Некоторые даже любовались ею, фотографировали на память — вдруг всё же улетит? По ночам в городе перестали включать фонари: от кометы светло и так.

   Учёные не смогли понять, откуда комета взялась и почему задержалась возле Земли. Смогли только придумать ей имя — Светозар.

   ***

   Мама швырнула дневник на кухонный стол, грозно нахмурила брови.

    — Антон!

   Худенький синеглазый мальчик виновато опустил голову. Русая чёлка упала на глаза.

    — Антон, это никуда не годится, — сказала мама строго. — По математике — три, по английскому языку — два, по русскому — вообще единица! Русский — наш родной язык! Как можно его не знать?

   Антон закусил губу. Да, виноват... Мишка, сосед по парте, принёс очень красивый атлас, где фотографии планет, Солнца, комет и туманностей, всё яркое, цветное. С первого до последнего урока смотрели вдвоём, не могли оторваться. Представляли, что летят в космосе, и планеты и звёзды не на картинках, а в иллюминаторе... Но Мишку учителя совсем не спрашивали, а Антона — на каждом уроке, как сговорились!

   Антон мог бы объяснить маме — но она не станет слушать, только раскричится. Ей не понять, она не мечтала стать космонавтом. А мечтала, наверное, родить сына и всячески им помыкать, по любому пустяку сверлить голосом, как бормашиной! Антон ненавидит бормашину, и этот Мамин голос ненавидит. Он упирает руки в бока, отвечает с вызовом:

    — Да так и можно! Кому в наше время нужна эта грамматика? Всякие склонения, спряжения... Старшие ребята вообще пишут не «привет», а «превед» — и ничего!

    — Бездельник! — кричит мама. — Тупица! Слушаешь всяких подонков, кого угодно, только не родную мать! Не хочу больше с тобой разговаривать! И вообще, — тревожно оглянулась на часы, — фильм вот-вот начнётся...

   Мама быстро уходит в комнату, к телевизору. Щёлкает выключатель, доносятся нудно бубнящие голоса.

   За окном темнеет. Антон залезает на подоконник с ногами. Мама обычно его за это ругает, но сейчас по телевизору идёт «Не родись бедной Настей». А значит, маму от экрана оторвёт разве что землетрясение или пожар.

   Небо совсем близко. Звёзды горят одинокими светлячками, комета Светозар полыхает, как костёр в пионерском лагере. Антон видел такой костёр на фотках. Он никогда не был в лагере и, наверное, не побывает. Мама говорит, что дома нет лишних денег, да и вообще, ей страшно отпускать Антона одного. Он никогда не посидит возле огромного костра, что взвивается к небу, весело потрескивает дровами...

   «Антон!» — позвал мягкий, бархатный мужской голос.

   Антон оглянулся — в кухне никого нет. Прижался лбом к стеклу, заглянул во двор — но и под окном никто не стоит. Наверное, ему послышалось...

   «Антон, это я, Светозар!» — позвал голос снова, прямо у Антона в голове!

   Мальчик посмотрел на комету — и не поверил глазам. В алом сиянии ясно видно лицо! Не такое «лицо», какое бывает на полной Луне — три тёмных впадинки, а настоящее, человеческое. Высокий лоб, чуть прищуренные глаза, прямой нос, добрая улыбка, твёрдый подбородок...

   «Я сплю», — понял Антон. — «У комет не бывает лиц.»

   «Я не комета», — возразил тот же голос. — «Я звёздный странник».

    — Инопланетянин?! — воскликнул Антон. Голос дрогнул, по спине пробежал холодок. Одно дело — читать и смотреть фильмы про пришельцев, другое — столкнуться самому. Пусть и во сне.

   Светящееся лицо поморщилось.

   «Не люблю это слово. Лучше зови меня звёздным странником».

    — Я буду звать тебя по имени, — решил Антон. — Такое красивое — Светозар...

   Звёздный странник улыбнулся. Антон улыбнулся в ответ. Страх развеялся, как дым на ветру, и мальчик смело спросил:

    — Светозар, а почему ты говоришь со мной? Почему не со взрослыми — учёными, генералами, космонавтами?

   «Я говорю со всеми, но слышат немногие. В основном, дети. Такие, как ты, и младше.»

   От этих слов Антону стало сладко, как от трёх пирожных, но он постарался не подать виду.

    — Мы что, особенные какие-то?

   «Да, Антон. Вы немного отличаетесь от других людей, поэтому старшие часто вас не понимают».

    — И откуда ты всё знаешь, Светозар? — удивился мальчик. — Меня вот мама совсем не понимает...

   «Ты грустный потому, что с ней поссорился?»

    — Да не то чтобы поссорился... Мама ругала меня за оценки. А я вообще не понимаю: зачем нужна эта учёба? Сколько людей училось на двойки, а теперь министры и большие начальники! А мама в школе была отличницей и не может построить Дом Мечты. Говорит, что столько денег и за сто лет не заработает.

   Картинка с Домом Мечты висит у мамы над кроватью. В Доме два этажа, белые стены и красная крыша, большие окна, а на подоконниках ящики с цветами. Мама вырезала картинку из журнала, когда Антон только родился. Она решила, что обязательно построит такой Дом для себя и сына. Но прошло девять лет — а Антон с мамой живут в городской квартире...

    — Мама меня поучает: делай то, не делай этого. Говорит: «Я знаю, что для тебя лучше». Если такая умная, то почему свою жизнь не устроила, как хотела?

   Антон расправил плечи, гордо поднял голову. Когда говорит такое, сам себе кажется большим, умным, смелым! И Светозар его зауважает за то, что никого не боится, говорит о взрослых правду!

   Но следующий вопрос звёздного странника прозвучал настороженно, а не уважительно:

   «Антон, ты хотел бы жить без Мамы?»

    — В детдоме? — содрогнулся мальчик. — Ни за что!

   «А не в детдоме? Если бы ты мог жить один, как взрослый? Мог бы даже построить Дом?»

    — Так — конечно, хотел бы! Только это не скоро будет...

   «Скорее, чем ты думаешь.»

   Антон не поверил, но решил не спорить со звёздным странником.

    — Расскажи мне что-нибудь, Светозар! Ты же побывал на других планетах? Наверное, столько интересного видел!

   «Лучше один раз увидеть, чем сто — услышать», — заметил странник. — «Ты сам побываешь в космосе, увидишь все чудеса.»

    — Я полечу в космос?! — воскликнул Антон в восторге, но радость тут же увяла: — Это, наверное, будет очень нескоро. Пока вырасту, пока запишусь в космонавты, пока разрешат лететь...

   Светозар ничего не ответил, зато в кухню вошла мама. И когда успел кончиться её фильм?

    — Слезай с подоконника! — кричит Мама. — Хулиган! Сколько раз тебе говорила — нельзя! И вообще... иди спать сейчас же! Поздно уже!

   Антон покосился на часы. До времени, когда он обычно ложится спать, ещё полчаса — но с Мамой сейчас лучше не спорить.

    — Спокойной ночи, Светозар, — прошептал Антон чуть слышно.

   И комета подмигнула в ответ! Хорошо, что Мама не заметила.

   

***



    — Антон, вставай! В школу пора!

   Мама будит его, трясёт за плечи. Антон разлепил глаза, широко зевнул. Опять ненавистная школа... Как жаль, что сегодня не суббота и не воскресенье!

    — Быстрее, лентяй! — прикрикнула Мама. — Сколько можно валяться?!

   «Да-а, вот если бы я жил один, никто не заставил бы меня идти в школу!» — думал Антон, наспех глотая завтрак. — «Тогда я бы остался дома и делал, что хотел: смотрел мультики, играл на компе, позвал бы в гости всех пацанов. А школа... да пошла подальше!»

   Мама, словно угадав мысли, посмотрела исподлобья.

   После завтрака Антон нацепил на спину тяжёлый, неудобный портфель. Мама из окна смотрела, как он идёт к остановке. Антон втиснулся в троллейбус, набитый, как банка шпрот, его зажало между чьими-то поясницами. Размалёванная девица чуть не выбила ему глаз локтем, толстый дядька наступил на ногу. Такие мучения каждое утро — и ради чего? Если бы не мама...

   Первый урок — информатика. Противно дребезжит звонок, к доске дробными шажками семенит училка.

    — Детки, — пищит она приторным голоском, — сегодня тема нашего урока — основные команды языка программирования Бейсик. Откройте тетрадки, запишите тему...

   Антон раздражённо фыркнул.

   «Бейсик! Мы уже месяц учим этот примитивный язык! А я, между прочим, уже сам освоил ассемблер! На уроках нам рассказывают, что комп состоит из дисплея, мышки и клавы. А я летом сам апгрейдил наш компьютер дома, менял кулеры, винчестеры, материнку... Иногда кажется, что учителя принимают нас за совсем тупых. А иногда — что сами знают ещё меньше нас. И зачем тогда ходить в эту дурацкую школу? Может, ты, Светозар, объяснишь?»

   Антон пристально вглядывается в алую комету, что прочерчивает небо за окном. В пламенном ядре проступает знакомое лицо.

   «Объясню, Антон... хотя ты мог бы сам догадаться, если такой умный», — улыбнулся небесный друг. — «В школе самое интересное — не уроки, а люди. Твои одноклассники. Присмотрись к ним.»

   У Антона от удивления выпала из пальцев ручка, насмешливо звякнула о край парты, покатилась под стол.

   «Зачем?! Что я, их фейсов не видел?»

   «Фейсы — видел. А то, что за ними? Ум? Характер? Душу?»

   Антон не нашёл, что ответить. Он знает, кто из мальчишек классно играет в футбол, у кого можно одолжить диски с продвинутыми компьютерными играми, у кого «крутые» родители и много денег — но ведь Светозар, наверное, спрашивает про другое?

   Звёздный странник тихо вздохнул.

   «Постарайся увидеть сейчас. Пока не кончился урок, пока все ребята и девчонки рядом. Понаблюдай за ними и реши: кого ты бы взял в поход? А кого — не взял, и почему?»

   Антон повернулся влево, вправо. За длинными рядами столов сидят ребята, знакомые с первого класса, смотрят в мониторы, строчат в тетрадках, шепчут друг другу на ушко, хихикают... Кто из них станет лучшим товарищем в походе?

   Макс, самый высокий и сильный в классе? Нет, он слишком задирает нос и любит подраться. Вот и сейчас, как только училка отвернулась, нагибает соседа, чтобы треснуть лбом о парту.

   Спокойный, добродушный Петя? У него другой недостаток — очень медленно всё делает. Линейки и тетрадки собирает полчаса, контрольные всегда дописывает на перемене. Пока он поставит палатку, наверное, и ночь пройдёт.

   Бойкий, живой Мишка? Крутится во все стороны, звонко смеётся, трещит без умолку. С ним интересно поболтать на перемене или по дороге домой, но если целый день — голова разболится и в глазах зарябит.

   За партой у доски сидит Виталик — хилый, бледный, в очках. Такому хлюпику уж точно в походе не место! Хотя... может, и он пригодится? Из портфеля Виталика выглядывает энциклопедия «Всё о растениях и животных». Эти знания в походе нужны. Вообще, он всегда ходит с книжками, много знает. И характер нормальный. Скромный, тихий — зато глупостей не будет делать и на голову не сядет.

   Антон снова пробежал взглядом по ребятам — но не смог выбрать никого больше. А ведь одного товарища для похода маловато! Неужели придётся выбирать из девчонок?! Антон скривился, как от зубной боли. Все они неженки, трусихи, болтушки и дуры. Точнее — все, кроме Аньки.

   Вот она, сидит в сторонке от прочих девчонок, бойко стучит по клавиатуре. Мышку держит твёрдо, как руль велосипеда. А на велосипеде Анька катается здорово — и без рук, и задом наперёд, и по ступенькам, и с горки прыгает так, что старшеклассники зеленеют от зависти! Летом старший брат даже взял Аньку в велосипедный поход. Она умеет разжигать костёр, ставить палатку, ловить рыбу. Опытный, закалённый человек, многим мальчишкам даст сто очков вперёд!

   Звонок раздаётся так неожиданно, что Антон вздрагивает. Скрипят стулья, ребята отодвигаются от парт, бросают в рюкзаки тетрадки, ручки, линейки, голос училки тонет в шуме.

   «Ну что, выбрал?» — спросил Светозар.

   «Выбрал. Я взял бы в поход Виталика и... и Аню.»

   «Молодец, Антон», — похвалил звёздный странник. В голосе слышалось изумление: — «Не думал, что ты угадаешь так точно. Виталик и Аня вчера говорили со мной. Они и ты — больше никто в классе.»

   

***



   На других уроках Антон снова присматривался к ребятам, особенно к Виталику и Ане. Что делают, с кем говорят, как себя ведут...

   Звонок с последнего урока. Наконец-то! Ребята вскочили с мест, кое-кто запрыгал от радости. Антон забросил рюкзак на плечо, под ногами зашлёпал старый линолеум коридора. Мальчик сбежал по лестнице в вестибюль. Дверь открыта настежь, из неё веет прохладным ветерком. Вестибюль залит ярким светом из окон, а под лестницей шевелятся странные, неясные тени...

    — Давай! — прошипел из тёмного угла хриплый, прокуренный голос. — Давай сюда деньги, а то...

   Антон похолодел от страха. Всмотрелся в тень — и понял, что обращаются не к нему. Большой парень стоит спиной, из-за этой широкой, крепкой спины едва виднеется малиновый пиджачок первоклашки. Звенят монетки — наверное, малыш шарит по карманам.

    — Всё? Ничего не припрятал? Со мной шутки плохи, ты знаешь!

   Антон узнал голос. Это Костыль из шестого класса, он часто подстерегает малышей и отбирает деньги. Пару раз отбирал и у Антона... хорошо, что сейчас его не заметил!

   Мальчик втянул голову в плечи, на цыпочках стал пробираться к двери. Стыд жаркой волной бросился в лицо. Как же так? Он не боялся говорить с инопланетянином, а теперь дрожит перед школьным хулиганом! Мечтает полететь к звёздам — а ведь в космосе не место трусам!

   Антон шагнул к тёмному углу, остановился в нерешительности. Костыль как даст кулаком — все зубы вылетят... Что скажет мама, когда Антона привезут домой на «скорой»?

   «Не бойся», — прозвучал в мыслях голос Светозара. — «Я помогу.»

   «Ничего я не боюсь!» — подумал Антон сердито. Хотел добавить: «И не надо мне помогать, сам справлюсь» — но вовремя остановился. То есть остановился в мыслях, а ногами, наоборот, зашагал к Костылю и малышу. Страх загнан в самый дальний уголок души, внутри растёт уверенность, сила, боевой задор. Странный жар греет, распирает изнутри, кажется, ещё секунда — и Антон, как дракон, выдохнет пламя! Он выпрямляет плечи, подымает голову, будто хочет достать макушкой потолок. Собственные шаги кажутся громкими, как топот слона, но Костыль так увлёкся, что не слышит.

    — А ну, отстань от малого! — крикнул Антон во весь голос.

   Костыль резко повернулся, на Антона уставились круглые, как блюдца, глаза. Первоклашка ужом выскользнул из-за спины Костыля, метнулся в безопасный коридор. Хулиган зарычал сквозь зубы — похоже, от шока забыл все слова, даже ругательные. Замахнулся здоровенным кулаком, Антон увернулся, выбросил вперёд открытую ладонь. Жар в теле стал ещё сильней, из пальцев вырвались багряные лучи! Ударили в Костыля, и...

   ...и хулиган стал опадать, как проколотый воздушный шарик. Уменьшился в росте на полголовы... на голову... Сам пока не заметил, замахивается для нового удара. Антон легко перехватывает кулачок — маленький, будто у девчонки — и отпускает. Костыль уже ростом Антону по грудь... по пояс... Нос вытягивается, уши оттопыриваются, на лице пробивается серая шёрстка. Ещё секунда — и в тёмный угол трусливо метнулась серая крыса. На полу остались ботинки и смятая одежда Костыля.

    — Я не хотел... — прошептал Антон. — Я только хотел немного его проучить!

   «Не волнуйся. Костыль сможет опять стать человеком, если будут хорошо себя вести. Как мачеха и её дочка из сказки про двенадцать месяцев — помнишь?»

    — Ну, если так, если не насовсем... Скажи, Светозар, как ты это сделал?! Ты волшебник? Или у вас техника такая?

   Невидимый Светозар тяжело вздохнул.

   «Считай, что техника. Ты же умный мальчик, а волшебники бывают только в сказках. Ох, Антон, ты спрашиваешь совсем не о том, что важно.»

    — А что я должен был спросить? — удивился Антон.

   Звёздный странник не ответил.

   

***



   Обычно Антон, приходя домой, садится обедать, потом делает уроки, потом выходит гулять во двор. Сегодня он пообедал и сделал уроки, но во двор не пошёл. Лёг на диван, отвернулся к стене. Мама заглянула в комнату, спросила с тревогой:

    — Ты заболел?

   Антон покачал головой. Он не заболел, но ему надо побыть одному и подумать.

   Кто такой Светозар? Откуда взялся? Зачем прилетел к Земле, чего хочет? Он превратил Костыля в крысу. Не сделает ли того же с Антоном или мамой, если они чем-то рассердят пришельца? По коже пробежал мороз.

   Поговорить бы с Виталиком и Аней! Может, им Светозар рассказал больше, чем Антону? Вместе они решат, как быть, что делать дальше...

   А может, лучше рассказать о Светозаре маме? Антон грустно вздохнул. Мама не поверит. Не поверит никто из взрослых. Из истории с пришельцем ребята выпутаются сами... или не выпутаются вообще. Нет, нельзя так думать, нужно верить в свои силы!

   На следующий день Антон едва дождался большой перемены. В столовой подошёл к Ане.

    — Анька... — позвал, от неловкости глядя на носки кроссовок.

    — Чего тебе? — насмешливо спросила девчонка. За её спиной захихикали одноклассницы. Когда только подскочили? Вроде ж и не было их рядом!

   Антон хмуро взглянул Ане в лицо и выпалил первое, что пришло на ум:

    — Пойдёшь со мной в поход?

   Теперь смутилась девочка:

    — Ой, Тоха, не знаю... Ты меня удивил!

    — Подумай до конца дня, — предложил Антон. — После уроков встретимся за школой. Заодно я расскажу, что за поход и куда.

   Аня пошла к выходу из столовой, следом потянулись девчонки. Рты от изумления разинуты, косички стоят чуть ли не дыбом. Теперь перемоют косточки и Аньке, и Антону... Ну и пусть, плевать! А вот то, что сам свалял дурака... Зачем приплёл выдуманный поход? Но, с другой стороны — не мог же он говорить о Светозаре при девчонках-сплетницах?

   Теперь осталось выманить на встречу Виталика. Это будет посложнее. Раньше ребята часто подшучивали над очкариком, и теперь он ищет подвох в каждом слове.

   Антон вернулся в класс. Виталик, как всегда, за партой, читает учебник — повторяет перед следующим уроком.

    — Виталик... пожалуйста, помоги мне с математикой.

   Отличник взглянул поверх страницы учебника.

    — Хорошо, Антон. Давай тетрадку.

    — Нет, ты не понял... Мне объяснить нужно. Когда Лариска на уроках объясняет, я ничего не понимаю! А если бы попонятней, я понял бы, и сам все задачки решал.

   Виталик отложил книгу, посмотрел на Антона, будто увидел в первый раз. Антон учится средне: не отличник, но и завалов особых у него никогда не было, а с математикой дела обстоят даже получше, чем с другими предметами. Виталик наклонил голову к плечу, словно говоря: «Ну-ну, какой ещё лапши ты мне навешаешь?»

    — Ты же можешь, Виталик, объяснить лучше, чем училка! — польстил Антон. — Эта новая тема очень сложная, я никак не въезжаю, а через неделю по ней контрольная! Давай сегодня после уроков, за школой, на лавочке сядем...

   Виталик напрягся, глаза прищурились, будто прячась под брови.

    — Знаю эти «за школой»! Приду, а там твоя компания, опять шуточки всякие... Оно мне надо? Лучше домой пойду, книжку интересную почитаю.

   Он сердито отвернулся к окну. Но Антон решил не отступать, умоляюще протянул руки.

    — Виталька... на тебя последняя надежда! У меня уже в печёнках эта математика! Я на всё готов, чтобы с ней разобраться! Я один буду, и ничего тебе не сделаю. Чтоб мне... в космос никогда не полететь, если вру!

   Виталик взглянул пристально. Весь класс знает, что самая заветная мечта Антона — стать космонавтом. Отличник наморщил лоб, почесал в затылке...

    — Хорошо, — кивнул наконец. — Я приду, Антон.

    — Спасибо огромное, Виталька! Ты меня спас!

   Последний урок — английский. Антон в одной группе, Аня и Виталик — в другой. Первую группу учительница отпустила за пять минут до звонка, и Антон вышел во двор, ждать товарищей. Мимо стайками спешат одноклассники, на Антона поглядывают с недоумением. Он отошёл к лавочке, в тень раскидистого дуба.

   На асфальте рассыпаны крошки, вокруг прыгают синички, подхватывают клювиками. Одну птичку оттеснили, она тщетно пытается пробиться к еде — но все крошки достаются другим. Эта синичка по сравнению с другими маленькая, перья окрашены бледнее. Наверное, поэтому её обижают — так часто поступают и люди.

   Сытые «правильные» синички дружно вспорхнули. Малышка осталась на асфальте, нахохлилась, голодная и одинокая. Антон осторожно подошёл к птичке, достал из портфеля кусочек булки. Крошки посыпались на асфальт. Синичка даже не повела глазом. Видно, малышку не так мучает голод, как обида и чувство, что она хуже других.

   Антон присел, медленно протянул к птичке руку. Она вздрогнула, но не улетела. Антон нежно провёл пальцем по спинке синички, хвостику, погладил мягкие пёрышки. Там, где проходил палец, перья стали менять цвет — наливаться красным, малиновым, синим, будто радуга. Хвостик стал пышным, на голове высокие пёрышки поднялись короной. Уже не забитая синичка, а гордая жар-птица высоко вскинула клювик, взмахнула крылышками и полетела удивлять всех своей красотой.

   Мальчик замер с открытым ртом. Как это получилось?! Он хотел всего лишь утешить птичку, а не превращать! И Светозар в этот раз...

    — Антон, как ты это сделал?! — донёсся от крыльца полный изумления голос Ани. Рядом с ней стоит Виталик. У него такие круглые глаза, что, кажется, ещё чуть-чуть — и вылезут за стёкла очков.

    — Это не я, — ответил Антон. — Это Светозар.

   «Нет, Антон», — возразил в мыслях знакомый голос. — «И Костыля в крысу — тоже не я. Это ты сам. В тебе скрыты огромные возможности. Я только помог им проснуться.»

   Виталик и Аня вытянули шеи, словно к чему-то прислушивались, глаза сошлись к переносице. Наверное, Светозар заговорил и с ними.

    — Антон... мы что, тоже можем так?! — воскликнула Аня.

    — Наверное... Попробуй, — посоветовал Антон.

   Аня подошла к старому тополю, что растёт на углу школы. Провела рукой по сухой, потрескавшейся коре — и из трещин выросли цветы! Золотистые, с восемью острыми лепестками, огромные — каждый цветок с арбуз размером. Налетел ветерок, из серединок взлетели золотистые облачка пыльцы.

   Виталик подобрал сухую палку — и она выбросила зелёные побеги, на них стали появляться листочки. Отличник от неожиданности выронил палку. Побеги поползли по асфальту, цепляясь за трещины, выбрасывая колоски, что тянутся к небу.

    — Но как... как это получается?! — потрясённо выдохнул Виталик.

    — Не знаю, — ответил Антон. — Может быть, ты исследуешь и поймёшь. Ты у нас умный, наверное, станешь учёным — А мне ясно одно — мы можем здорово повеселиться!

   

***



   Антон, Виталик и Аня втроём пошли по улице, время от времени превращая деревья, кусты, пробегающих кошек и собак. Это просто: только представить, каким хотел бы сделать растение или зверя, погладить — и чудо случится!

   Временами навстречу попадаются зелёные кошки, красные воробьи и собаки в шахматную клетку. Видимо, кто-то из других детей тоже открыл в себе силу. Повсюду на деревьях и кустах огромные цветы, их сладкое, пряное благоухание вытеснило обычные городские запахи асфальта и бензина. Ветер разносит семена, те цепляются за первый же кусочек земли, прорастают, стремительно тянутся ввысь. Все дети спешат вырасти — наверное, это передалось созданным ними растениям. Газоны сплошь покрыты молодой порослью, даже асфальт и плитка кое-где скрылись под ней. Вьющиеся растения оплели дома, гроздья цветов распускаются под окнами, на балконах.

   Город переменился до неузнаваемости. Друзья крутят головами по сторонам, шутят, смеются, чувство силы пьянит, будто взрослых вино... только Виталик вдруг мрачнеет, бормочет себе под нос:

    — Ребята, погулял бы с вами ещё, но бабушка, наверное, уже очень волнуется...

    — И моя мама волнуется, — вспомнил Антон и помрачнел тоже.

    — Ничего, встретимся завтра! — оптимистично заверила Аня. — Пока, ребята!

   Во дворе Антон вдруг подумал: может, попытаться вырастить Дом Мечты? Дома строятся из бревён — а что, если попытаться построить из живых деревьев?

   По краям двора четыре высоких старых тополя. Антон обошёл все по очереди, провёл рукой по стволам — и деревья выбросили молодые побеги, те потянулись друг к другу, сплелись в зелёные стены. От верхушек отделились большие ветки, наклонились и соединились концами, образуя крышу. Повсюду распустились цветы. Антон отступил на шаг, окинул критическим взглядом. Живой цветущий дом — ещё лучше, чем на маминой картинке! Внутри ветки образовали комнаты, можно перетащить мебель, поставить так же, как в обычном доме.

   Мальчик бодро взбежал по ступенькам, представляя радостное лицо Мамы. Сорвал с шеи верёвочку с ключом, открыл дверь. В квартире тихо — ни голосов из телевизора, ни бульканья кастрюль и шипения сковородок из кухни. Может быть, Мама пошла за продуктами?

   Антон всё же заглянул в комнату. Мама лежит на диване, глаза прикрыты, по белому, как дверца холодильника, лбу сбегает капля пота. Мальчик бросился к дивану, в страхе ухватил холодную руку. На запястье едва-едва бьётся пульс.

    — Мамочка, что с тобой?!

    — Ох, Антон... заболела я, — простонала Мама чуть слышно. — Вызови «скорую». Даже до телефона не могу дотянуться.

   Антон дрожащей рукой ухватил трубку, когда в голове прозвучал голос:

   «Скорая не приедет. Врачи тоже лежат, не в силах подняться. Всех взрослых на Земле свалила болезнь.»

   Антон бросил трубку, подбежал к окну. Комета висит над верхушками деревьев, как размазанная по небу капля крови.

    — Светозар! Ты знаешь, почему они заболели?

   «Дети, которые открыли в себе силу, изменяют мир. Растения, вода, воздух становятся другими быстрее, чем взрослые успевают приспособиться. Потому они болеют и умирают. Но вам, детям, перемены вреда не принесут. Вы даже станете сильнее и здоровее.»

    — А взрослые все умрут?!

   «Да.»

   Антон сжал кулаки так, что ногти больно впились в ладонь.

    — Я не хочу!!! Не хочу терять Маму!

   «Ты же сам говорил, что без Мамы тебе будет лучше.»

    — Я был дураком! Отвечай: как спасти Маму?

   «А надо ли?» — с жестокой усмешкой спросил Светозар. — «Разве плох мир, где останутся только дети? Никто не будет ругать, поучать, запрещать, заставлять! Вы будете делать всё, что хотите! Гулять всю ночь, объедаться сладостями, смотреть фильмы, играть в игры, громко врубать музыку, с друзьями разносить дом в щепки — а потом выращивать новый! И никакой школы!»

   Антон покраснел до ушей. Да, он думал только о себе, а теперь, когда Мама лежит бледная, судорожно дышит, и рука холодная, как лёд... Только подумать — он никогда не увидит её улыбки, не услышит голос! Какими мелкими и глупыми кажутся обиды!

    — Говори, как спасти Маму! — закричал Антон, ударил кулаком о подоконник. — Или... или ты мне не друг! Я тебя возненавижу, если Мама умрёт!

   Слова показались Антону нелепыми, как только слетели с губ. Можно подумать, звёздного пришельца испугает ненависть маленького мальчика с планеты Земля! Но с лица Светозара сползла улыбка, он тихо и серьёзно произнёс:

   «Взрослых спасут только яблоки из созвездия Цефея. Я дам тебе корабль, чтобы долететь. Смотри: он уже сел в скверике.»

   Антон приложил руку ко лбу козырьком. Над молодыми деревцами поднимается острый купол космической ракеты.

   Мальчик метнулся к двери, выскочил на лестничную площадку, ступеньки застучали под ботинками быстро, как барабанные палочки.

   «Но один ты не поднимаешь корабль в воздух», — догнал голос Светозара уже возле двери подъезда. — «В рубке три места. И все должны быть заняты.»

   

***



   Виталик стоит на коленях перед постелью бабушки. Лицо уткнулось в край одеяла, плечи вздрагивают. Антон подходит на цыпочках — в квартире такая тишина, что неловко топать.

    — Вит, бабушку ещё можно спасти.

   Отличник поднимает голову, резко оборачивается. Лицо мокрое от слёз, складки одеяла оставили на коже вдавленные следы.

    — Антон, не шути так.

    — Я серьёзно. Летим за целебными яблоками, в созвездие Цефея! Корабль есть. Мне Светозар сказал...

    — Светозар? — переспросил отличник, глаза под очками недоверчиво прищурились. — И ты доверяешь ему... после всего? Это ведь он устроил так, что взрослые заболели!

    — Не Светозар виноват, — уверенно сказал Антон. — Знаешь, я только что подумал... он как джинн из сказки! Или как робот. Выполняет любые наши желания! Я хотел, чтобы Мамы не было, чтоб никто мной не командовал... и желание чуть не сбылось!

   Виталик опустил глаза.

    — Да, я тоже хотел... Что ж, мы чуть не погубили взрослых — мы их и спасём! Веди к кораблю, Антон.

    — Подожди, надо ещё зайти за Аней. В рубке три места.

   Мальчики вышли на лестничную площадку — и в эту же минуту с верхнего этажа сбежала Аня. Антон перехватил её за руку, девочка рванулась так, что чуть не сбила с ног.

    — Тоха, ты сдурел? Пусти! Мне надо в аптеку, за лекарствами для мамы и папы!

    — Лекарства не помогут, — объяснил Антон. — Точнее, поможет одно — яблоки из созвездия Цефея. Мне Светозар сказал.

    — Я лечу с Антоном, — добавил Виталик. — Но нам нужен третий человек в команду.

   В глазах Ани вспыхнули искорки надежды.

    — Я с вами!

   Дети побежали к кораблю втроём. Виталик быстро запыхался, отстал. Оглянувшись на него, Антон и Аня тоже сбавили темп.

   Корабль виден издали — сквозь деревья проглядывает красное. Дети подбегают, останавливаются, переводя дыхание. Корабль маленький — не выше двухэтажного дома. Овальная дверь открыта, к ней ведёт удобный трап.

   В тесной рубке с трудом умещаются три кресла — одно слева от двери, два прямо. Перед теми, что прямо, на стене большие плоские экраны. Кресла со всех сторон сжаты приборными панелями, что пестрят кнопками, рычагами, индикаторами.

    — Сколько всего... — протянула Аня растерянно.

   Антон обежал взглядом кабину ещё раз, перебирая в памяти справочники и фантастические фильмы.

    — Это — место пилота, — указал он на кресло впереди и справа, перед которым возвышается штурвал. — Пилот выполняет тактические манёвры — например, чтобы корабль не врезался в астероид. Ты, Аня, с этим хорошо справишься.

    — Я?!

   Аня побледнела, прижала руки к груди. Она — смелая девочка, но любому станет не по себе, если раньше водил только велосипед, и вдруг надо садиться за штурвал космического корабля!

    — Принцип тот же, что в катании на велосипеде — держать равновесие, — успокоил Антон. — А с великом ты управляешься — во!

   Девочка села в кресло, нерешительно опустила руку на штурвал, попробовала покрутить в разные стороны.

    — Это — место навигатора, — продолжил Антон, делая шаг к креслу впереди и слева. Нажал зелёную кнопку возле экрана — на нём высветилась карта звёздного неба. — Навигатор прокладывает курс корабля — невидимую дорогу в космосе, выполняет стратегические манёвры. Курс должен пройти в обход чёрных дыр, туманностей и других опасных мест, но в то же время не быть слишком длинным, иначе не хватит топлива. Здесь надо уметь быстро и точно считать. Вит, это работа для тебя!

   Виталик ссутулился, будто желая стать совсем маленьким и невидимым.

    — Не уверен, что справлюсь... — прошептал потерянным голосом.

   Антон встряхнул его за плечи.

    — Мы все не уверены, но другого выхода нет. Давай! Ты сможешь! Кроме тебя, некому.

   Отличник бочком забрался в кресло, нахмурил лоб, всматриваясь в карту. Потом заметил на приборной панели брошюру-инструкцию, тут же открыл и погрузился в чтение.

   Антон прошёл к третьему креслу, слева у двери. Это — место механика. Механик включает и выключает разные двигатели корабля, следит за подачей топлива. Самая скучная работа — перед глазами нет звёзд и планет — но вместе с тем и самая ответственная. Нажмёшь не ту кнопочку, раньше или позже времени отпустишь рычаг — и корабль взорвётся. Вместе с командой.

   Инструкция есть и здесь, она небольшая, ведь и приборов меньше, чем у навигатора. Антон быстро прочёл две странички. Нашёл на пульте рычаг стартового двигателя, потянул рычаг на одну отметку вверх, тот поддавался неохотно. Раздалось шипение, корабль завибрировал, верхушки деревьев за иллюминатором пошли вниз.

    — Есть! — ликующе крикнул Антон. — Пилот, навигатор — к старту готовы?

    — Готовы! — хором ответили товарищи.

    — Пять, четыре, три, два, один... Пуск!

   Антон толкнул рычаг изо всей силы, тот пошёл к крайней верхней отметке. На экране пилота синее небо с облачками, наливается чернотой, проступают звёзды... пора выключать стартовый и включать главный межзвёздный двигатель.

   Аня восторженно ахает. На экране алый Марс, тёмная глыба Юпитера, сверкающее зелёным кольцо Сатурна, разбросаны, как драгоценные камни по чёрному бархату. Виталику не до любования красотами космоса — поглощён работой, бойко стучат кнопки, по звёздной карте бегает зелёный квадратик.

   На пульте Антона встревожено замигал красный огонёк. Рычаг, который мальчик отпустил на секунду, ползёт к верхней отметке! Антон тут же перехватил, вернул на место. По спине сбежала холодная струйка пота. Чуть-чуть — и двигатель бы взорвался... Отвлекаться нельзя!

   Теперь Антон смотрит только на рычаги и индикаторы. Подключил два боковых межзвёздных двигателя, чтобы набрать большую скорость, следит, чтобы рычаги не сползали. Только отблески из иллюминатора, что падают на пульт — алые, зелёные, синие — напоминают, что корабль движется в космосе, мимо разноцветных светил. Может быть, в следующем полёте Антону удастся всё рассмотреть получше — но не сейчас. Наконец, Виталик бодрым голосом сообщил:

    — Мы на месте. Антон, тормози!

   Антон медленно, плавно опустил рычаг, переводя двигатель на минимальную мощность, боковые двигатели выключил вообще. На экране пилота огромная фиолетовая звезда, похожая больше на облако, вокруг медленно, не спеша, движется зелёная планета... Нет, это не планета, это гигантские яблони, что соединились корнями, а стволы расходятся в стороны, как лучи звезды. Корни сплетаются в шар, но земли внутри нет. Вокруг стволов и зелёных ветвей дрожит белая дымка атмосферы.

    — Растения питаются одним воздухом? Невероятно! — воскликнул Виталик.

    — В космосе ещё и не то увидишь! — тоном бывалого астронавта заверила Аня.

   В ветках диковинных деревьев яркими красными шариками блестят яблоки, большие, как футбольные мячи. Как же их сорвать? Вылезать из корабля — рискованно: скафандров на борту нет. Вообще, воздух вокруг яблонь должен быть пригодным для дыхания, раз они так похожи на земные деревья. Но если сорвёшься с ветки — унесёт в открытый космос!

    — Виталя, дай инструкцию... — попросил Антон. — Нет, лучше полистай сам, ты быстро читаешь. Найди: есть ли у корабля манипуляторы?

   Отличник нагнулся над брошюркой, зашелестели страницы.

    — Есть. Их выпускает вот эта кнопка.

   Виталик нажал синюю кнопку рядом с экраном пилота. По бокам корабля выдвинулись две длинных, тонких металлических руки, беспомощно зашарили в вакууме.

    — Аня, подведи корабль ближе!

   Девочка навалилась на штурвал, яблони поплыли навстречу. Манипулятор сорвал ближнее яблоко, засунул куда-то в кормовую часть корабля — наверное, в отделение для грузов.

    — Ещё!

   Металлические руки бодро рвут яблоки, Аня проводит корабль от пустых веток к тем, что ещё гнутся под тяжестью плодов. Десять яблок перекочевали в корабль... двадцать... тридцать пять... На пульте пилота загорелась красная лампочка. «Грузовой отсек заполнен», — сообщил мелодичный голос.

    — Так мало? — переспросила Аня разочарованно. — Но этого не хватит всем взрослым!

    — Мы посадим семена на Земле, — пообещал Антон.

    — А если семена не прорастут? — забеспокоился Виталик. — Или прорастут, но слишком поздно?

   Антон взглянул ему в глаза.

    — Мы должны хотя бы попробовать.

   

***



   Обратный путь прошёл без приключений. Корабль опустился во дворе, Антон с замиранием сердца выбежал, взлетел по лестнице к дверям квартиры. Спасительное яблоко едва удерживает двумя руками, прижимает к груди.

    — Мамочка, это тебе!

   Веки Мамы дрогнули, она шевельнула головой, но не смогла даже поднять с подушки. Кожа землисто-серая, морщинки проступили резче. От жалости Антону перехватило дыхание. Он сбегал в кухню за ножиком, вырезал кусочек яблока, поднёс Маме к губам. Она откусила, стала медленно пережёвывать.

   Антон порезал яблоко на дольки, красиво разложил на блюде. Огрызок блестит капельками сока, белый, как сахар. Антон выколупал продолговатые коричневые семечки, из них прямо на глазах проклёвываются зелёные ростки. Антон бросил семечки за окно — и по воздуху поплыли молодые саженцы яблонь из созвездия Цефея. На ветвях уже зреют завязи плодов — спасение для всех-всех взрослых города, страны, Земли!

   Мальчик обернулся к дивану:

    — Мамочка, как ты?

   На лицо Мамы возвращается румянец, она уже не лежит, а полусидит, опираясь на подушку — но рука, которая потянулась к блюду, подрагивает от усилий.

    — Лучше, — ответила Мама почти прежним голосом. — Это яблоко... Откуда, Антон?

    — Потом объясню, — пообещал мальчик, садясь рядом, на край дивана. — Извини, сейчас очень хочу спа...

   Голова Антона упала на одеяло, глаза сомкнулись. Бурные воспоминания отступили вдаль, скрылись в блаженной темноте сна. Прошла, казалось, всего минута — как темноту и тишину разорвал Мамин голос:

    — Антон, вставай! Пора в школу!

   Мальчик приподнялся на локте, помотал головой. Солнечные лучи льются в комнату. Мама стоит в метре от дивана, выглядит совсем здоровой, будто и не болела вчера. И Антон чувствует себя бодрым и отдохнувшим, если бы ещё не школа... Утро после полёта в космос и победы над эпидемий должно быть особенным, праздничным! Имеет он, в конце концов, право отдохнуть? Всем космонавтам на реабилитацию дают месяц!

   Антон сладко потянулся.

    — Ма... можно, я сегодня никуда не пойду?

    — Прошу тебя, Антон.

   Да, сегодня день сюрпризов! Мама никогда раньше его не просила — только командовала... Мальчик взглянул на часы — и охнул.

    — Почти двенадцать! Я проспал половину уроков!

    — Лучше поздно, чем никогда, — отозвалась Мама рассеянно, будто думая о чём-то своём.

   Антон спустился во двор. Под окном ждёт Аня с велосипедом.

    — Привет, Тоха! Мне Виталик позвонил на мобилку — говорит, в школе сегодня что-то прикольное... Поехали!

   Девочка приглашающе похлопала по сиденью. Антон влез на железного коня, лоб наморщен от недоумения. Прикольное — в школе?! Хотя, отличнику прикольным может показаться совсем не то, что другим людям...

   Город всё так же оплетён зеленью, повсюду благоухают цветы. В полуметре над дорогами и тротуарами проплывают воздушные яблони. Они не выросли такими огромными, как в созвездии Цефея — обычные деревца, не больше земных. На ветках — ни одного яблока: видно, дети вчера оборвали и раздали взрослым все.

   Во дворе непривычно пусто, в коридорах так тихо, что слышно, как жужжит одинокая муха. Аня открыла дверь класса, Антону указала на соседнюю:

    — Тебе туда.

   Мальчик, не спрашивая ни о чём, переступил порог... и прикусил язык, чтобы не вскрикнуть. За партами — взрослые! Знакомые и незнакомые, учителя и соседи, солидные мужчины с галстуками, полные женщины в цветастых платьях, даже бабушки и дедушки. За последней партой, где обычно сидел сам Антон — мама. И как успела добраться раньше, чем он на велике?

    — Это... шутка? Розыгрыш? — только и смог выдавить мальчик.

    — Всё серьёзно, Антон, — заверила мама. — Мы пришли учиться жить в новом мире.

    — Вы, дети, знаете о нём больше нас, — признала учительница информатики. Она устроилась за первой партой.

   Антон никак не мог собраться с мыслями, только потрясённо оглядывал класс снова и снова.

    — Но... как же... Где же министры, депутаты, начальники? Они всегда учат других, как жить!

    — Депутаты и начальники разбежались, — сказала учительница. — Вчера, когда начали расцветать невиданные цветы, они только выглянули из окон кабинетов — и бросились наутёк. Никто не знает, где они теперь.

   За окном всё так же пылает комета. Хотя бы она осталась прежней... Антон жадно впился взглядом в доброе, мудрое лицо друга, который всегда подскажет и посоветует.

   «Светозар, что мне делать?!»

   «Учить взрослых жизни», — улыбнулся звёздный странник. — «Ты справишься. Справился же с полётом в космос без моих подсказок?»

   Самый главный вопрос вертелся у Антона на языке. Чуть не ускользнул снова, но в последний момент мальчик успел ухватить, выпалил:

   «Кто ты, Светозар? Почему помогал нам?»

   «Я ждал этого вопроса ещё после случая с Костылём. Я — это ты в будущем.»

   Антон всмотрелся в светящееся лицо. Нет, Светозар не смеётся и не ехидничает. Или... теперь лучше звать его Антоном?!

   «В будущем», — продолжил гость, — «люди смогут превращаться в кометы для перелёта в космосе, а на планете — опять становиться людьми. И путешествовать во времени научатся. Я переместился в прошлое, чтобы уберечь тебя от непоправимых ошибок. С новыми силами и без советов друга ты мог бы... наломать дров.»

   Антон вспомнил, как мечтал избавиться от Мамы. Да-а... хочется верить, что сейчас он уже не такой.

   «За эти два дня ты многому научился. Теперь справишься и сам, а я вернусь в будущее. До встречи!»

   Комета принялась таять, словно лёд в кипятке. В небе осталось лишь облачко красных искр, что бледнели и выцветали с каждой секундой. Наконец, не стало видно и их.

   «До встречи, Антон!» — запоздало попрощался мальчик, обернулся к классу. Множество пар глаз смотрит на него. Если бы не Антон и его друзья, сегодня взрослые не пришли ни в школу, ни на работу. Говорить с ними не страшней, чем лететь в космос. И мальчик спокойно, уверенно произнёс:

    — Начнём первый урок. Готовы?

    — Готовы! — хором откликнулись взрослые. И наступила тишина: такая, о какой мечтает любой учитель.

    — Хорошо, — кивнул Антон. — Сегодня я расскажу вам о...

   

   

   

Ингрид Вольф © 2008


Обсудить на форуме


2004 — 2024 © Творческая Мастерская
Разработчик: Leng studio
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Любое использование материалов сайта, полностью или частично, без разрешения правообладателя запрещается.